Долина Шамони протянулась на 16 километров от Лез Уш до Аржантьера. В центре долины, у подножия горы Монблан расположен старейший горнолыжный курорт во фран-цузских Альпах, население которого составляет около 10 тыс. жителей. Вид на Монблан, высочайшую вершину Ев-ропы (4807 м), открывается с централь-ной площади города и из окон отелей и ресторанов. Город расположен у пере-сечения границ трех альпийских стран — Франции, Италии и Швейцарии. Около Шамони начинается автомобильный туннель Монблан длиной 11,6 км. Из-за пожара в 1999 г. тоннель был закрыт и снова открылся в марте 2002 г. (только для легкового транспорта). Из Шамони через тоннель можно поехать покатать-ся по итальянской стороне Монблана — на горнолыжный курорт Курмайир. Че-рез перевал Монте горная дорога ведет в Швейцарию. В Шамони прекрасно сочетаются ат-мосфера старины и современная инфра-структура горнолыжного курорта. Впер-вые лыжи в долине появились в 1893 г. Альпийский музей — живая история аль-пинизма и горнолыжного спорта. Ша-мони — столица первых зимних Олим-пийских игр 1924 г. Это единственный горный курорт Франции, являющийся членом объединения «The Best Of The Alps». По склонам Монблана проходит один из самых протяженных спусков в Альпах — легендарная Белая Долина, длиной 22 м. Склоны Гранд-Монте удов-летворят даже самого требовательного горнолыжника. Эта область, захватыва-ющая часть ледника, имеет перепад вы-сот до 2000 м.
Всего в Шамони пять основных районов катания, которые свя-заны с центром города автобусным со-общением. Это Гранд-Монте, Бревен, Валле Бланш (Белая Долина), Ле Тур и Ле Флежер. Лез Уж, ранее входивший в зону катания Шамони, стал самостоя-тельным курортом.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Ближайший аэропорт в Женеве (110 км через «французский коридор», время в пу-ти 1 ч 40 мин, или 90 км через Швейцарию, но в этом случае нужна швейцарская виза). Пробок на скоростной трассе практически не бывает. Ежедневные рейсы в Женеву позволяют спланировать поездку с любого дня недели. От Женевы до Шамони можно добраться автобусом или поездом. Возможен перелет до Лиона (190 км). Расстояние от Парижа — 600 км. Время в пути на скоростном поезде TGV около 5 ч. Шамони единственный горнолыжный ку-рорт Франции, имеющий свою железнодо-рожную станцию.
ТРАССЫ
Наиболее интересные черные трассы и хорошие возможности для внетрассового катания, в том числе и по леднику, на Гранд Монте. На двух очередях фуникуле-ра можно подняться до высоты 3300 м. На 2-ю очередь придется покупать отдель-ный билет, т.к. подъем на ней не входит в стоимость ски-пасса. Сложность трасс здесь удовлетворит самого требовательного лыжника. Перепады высот на спусках до 2070 м, максимальная протяженность до ,5 км. Для средних лыжников подойдут трас-сы Ле Флежер и Ле Бревен. Эти два района связаны между собой гондолой. Для начинающих можно рекомендо-вать Ле Тур. Самый длинный спуск (Белая Долина -Vallee Blanche) — 22 км. Небольшая освещенная трасса (Les Bossons) для вечернего катания. Для сноубордистов есть сноупарк и хафпайп. Для любителей равнинных лыж — 42 км хорошо подготовленных трасс.
ОТЕЛИ
80 отелей различных категорий, распо-ложенных в основном в центре города. Один отель класса «люкс» La Ferme ****, отели Монблан и Же де Пом ****, большое количе-ство недорогих отелей класса ** и ***. Апар-таменты на любой вкус, иногда занимаю-щие целый район (Шамони Сюд). Шале тоже можно подобрать как на самый изы-сканный вкус, так и за умеренную цену.
APRES SKI
Шамони обеспечивает наиболее пол-ный набор возможностей для проведения досуга «после лыж». Всю ночь работают увеселительные заведения и до утра на улицах города не затихает жизнь. К вашим услугам 200 ресторанов, многочисленные бары, боулинг, казино, 7 ночных клубов, 3 кинотеатра. Спортивный комплекс с пло-щадками для тенниса и сквоша, катком, бассейнами, сауной и фитнесс-центром, музей альпинизма. Более 200 магазинов и бутиков. Для желающих — полеты на вер-толете над горным массивом Монблана.
ОЦЕНКА ЭКСПЕРТА
Плюсы
Большое разнообразие трасс на любой вкус и уровень подготовки. Гарантия хорошего снега высока, т.к. 90 % трасс находится выше уровня 2000 м. Продуманная инфраструктура подъ-емников и трасс позволяет до минимума сократить количество и время пустых спу-сков (по синим трассам для сильных лыж-ников, например). Небольшая высота расположения само-го курорта (1035 м) не требует времени на акклиматизацию. Цены на курорте, в целом, ниже, чем на других французских курортах подобно-го уровня.
Минусы
Нет единой системы канатных дорог. Из зоны в зону надо добираться наземным транспортом, что ограничивает возмож-ность смены зоны в течение дня. Недостаточное количество канатных дорог, многие из которых технически уста-рели и имеют малую пропускную способ-ность, как следствие — частые очереди. Недостаток или вовсе отсутствие снега насамых нижних трассах, из-за чего для спуска вниз приходится пользоваться подъемником.