Ля Грав

La Grave, небольшое поселение в Южных Альпах, основанное около двух тысяч лет назад кельтским племенем усени, совсем не похоже на своих соседей – горнолыжные курорты с многоэтажными отелями и многоуровневыми подъемниками. Затерянное в узком ущелье, в стороне от больших дорог, La Grave на протяжении столетий не поддерживало почти никаких связей с внешним миром.
Гравароты строили свои дома из камней, которые давала река, выращивали баранов, охотились на серн и туров высоко в горах, а хлеб пекли один раз и на весь год. Сейчас жизнь в La Grave больше зависит от туристического сезона, но место все же сохранило свое очарование. Появлением подъемника La Grave обязано своей горе La Meije (3983м). Еще в девятнадцатом веке эта вершина притягивала первых восходителей. В 1864 году местные жители были шокированы появлением в ущелье женщины с альпенштоком, которую они приняли за ведьму! А уже в 1894 некий доктор Промт предложил проект отеля-ресторана на вершине и фуникулера, соединяющего отель с La Grave. Но только почти век спустя, в 1975 году, были построены две очереди канатной дороги, идущей до северо-западного гребня Rateau на высоте 3200 м. Однако через два года нижнюю станцию канатки взорвали экстремисты – защитники окружающей среды. Подъемник смогли восстановить и заново открыть только через десять лет. Поначалу народу здесь было совсем немного. Лыжники, спускавшиеся сюда из соседнего курорта Les 2 Alpes, и несколько гидов-альпинистов, зимой катавшихся на лыжах. Первый сноубордер, появившийся здесь, был Paul Gascoin – Поло, который работал тогда с компанией Oxbow, и в течение трех лет они делали здесь все фотографии для своих зимних каталогов одежды. К началу 90-х в La Grave было всего четыре райдера: Bertrand Boone, монолыжник и фотограф, Serge Buisson, лыжник из команды Франции по скоростному спуску (его рекорд скорости 212 км/ч), и два сноубордера Paul Gascoin и Jerome Wilm. В то время, как они рассказывают, можно было провести целый день на горе, не встретив ни одной живой души, кроме серн и туров, а подъемник после каждого подъема выключали и включали, только когда кто-нибудь появлялся внизу. Эти ребята потратили четыре года на знакомство со всеми особенностями местного рельефа. Все спуски (здесь нет специально подготовленных и укатанных ратраком трасс) начинаются на леднике, проходят по северным склонам и сопряжены с риском, который может поджидать человека в горах: трещины, лавины, скальные обрывы и ледяные каскады.
Кулуары Triffidеs, Pan de Rideau и Y с наклоном около 50 градусов оказались легко доступны с верхней станции канатки и вскоре журналы, всегда жадные до новостей, стали все больше писать о La Grave как о месте экстремального катания. Здесь стало появляться все больше туристов, экипированных лучше, чем местные гиды, и профессиональных райдеров со всего мира. Но на La Meije иногда можно проехать везде, а иногда нигде, все зависит от состояния снега и погоды. Поэтому, чтобы чувствовать себя в безопасности, нужно хорошо знать горы.
Надо сказать, что безопасности катающихся в La Grave уделяется очень много внимания. Каждый день до открытия подъемника и во второй половине дня комиссия, состоящая из высококвалифицированных гидов, оценивает состояние снега и степень риска схода лавин, и затем эта информация афишируется на каждой станции подъемника. Все желающие могут пройти курсы поиска людей в лавинах и пользования ARVA – аппаратом для поиска. Также всем рекомендуется кататься с гидом и не ездить по чужим следам, которые могут обрываться в том месте, где люди заблудились и их забрал спасательный вертолет. Так как в La Grave нет подготовленных трасс, спасатели не имеют права спускать людей, и в случае любого происшествия прилетает вертолет из ближайшего города. Но уровень приезжающих сюда кататься людей достаточно высок, у всех есть ARVA, зонд и лопата, и здесь не встретишь семей с детьми или лыжников в плавках. Каждую весну в La Grave проводится знаменитое Derby de la Meije – соревнования по фрирайду. Старт организуется всегда на леднике, а финиш в самом низу, где кончается снег. Перепад высоты около 2000 м. Нигде в мире не проводятся соревнования на трассах такой протяженности. Часто те, кто хоть раз побывал в La Grave, прокатился по холодным суровым склонам красавицы La Meije, отведал прозрачного розового вина в баре у Мишу и прошелся по крутым извилистым улочкам древнего поселка, возвращаются сюда, чтобы провести зиму в этом, все еще хранящем традиции и сопротивляющемся цивилизации уголке французских Альп.

Читайте также  Средневековая Европа, Франция. Какие они – Каролинги?

КАК ДОБРАТЬСЯ

Ближайший аэропорт — Гренобль, Франция (125 км). От аэропорта добраться можно на машине по трассе № 91 Гренобль — Бриансон.

СКЛОНЫ И ПОДЪЕМНИКИ

Благодаря северным склонам, всегда хороший снег и раздолье для любителей целины. Прекрасные возможности для внетрассового катания. В большинстве своем это экстремальные спуски по кулуарам, скально-ледовым склонам с крутизной до 50 градусов и выше. Высока опасность лавин. Склоны обслуживают две очереди гондольного подъемника, с пересадкой на высоте 1800 м. Перепад высот между нижней и верхней станциями подъемника — 1750 м. Здесь всего две размеченные трассы — Шансель и Валлон де ла Мейе. Первая трасса обозначена как красная, вторая сложнее. Все остальное — внетрассовое катание. Выше верхней станции гондолы расположены два бугельных подъемника, на которых можно подняться до высоты 3550 м и две простые синие трассы с перепадом высоты 350 м. Отсюда возможен спуск по леднику в сторону Ле дез Альп. Есть возможность посетить соседние курорты: через ледник Монт де Лан спуститься на склоны, ведущие к Ле дез Альп или доехать по шоссе до Сэр-Шевалье.

APRES SKI

В Ла Граве собираются истинные фанаты лыж, и развлечений не так много. Три горных ресторанчика с хорошей кухней и несколько баров, самый популярный — Гласье.